Короткие статьи и обзоры

Из опыта подготовки к экзаменам и не только

Учебников сейчас очень много. Много интересных и содержательных. Но даже в таких набор упражнений катастрофически мал — так, только познакомиться с темой. А как устроена память современных учеников? Загрузили — выбросили, загружаем следующее. Осознанно запоминают лишь единицы. А нам ведь важен результат. Возьмём простую аналогию со спортом. Получится у спортсмена достичь высоких результатов, если ему просто показать гирю и дать её поднять 2−3 раза? Конечно, нет, даже если он её поднимет сразу правильно. Нужны тренировки и ещё раз тренировки.

image

А это как раз и есть натаскивание: мышцы растут, привыкают к нагрузкам, все нужные действия начинают выполняться АВТОМАТИЧЕСКИ ВЕРНО. И в спорте это даёт отличные результаты. Почему же решили, что в учёбе, в интеллектуальном труде, в выработке навыка по какой-то учебной теме всё не так? В учёбе ещё сложнее. А в обучении русскому языку тем более. Ведь помимо чётких правил есть масса нюансов и исключений. И простой алгоритм применения правила иногда занимает не одну страницу А4. Разве хватит двух-трёх, пусть даже нескольких и даже очень хороших, насыщенных упражнений, чтобы закрепить результат? Учителя — практики знают: нет! Необходимо многократное выполнение, чтобы весь алгоритм применения и все исключения прочно осели в подсознании. И не надо изобретать велосипед. Основные правила дидактики давно известны.

image

Выделяют такие ступени формирований орфографического навыка:

1. Создание учебной ситуации, порождающей потребность проверить орфограмму.
2. Поиск способа выполнения действия.
З. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.
4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — по этапам.
5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным свертыванием алгоритма, сокращением действия.
6. Появление элементов автоматизма и его усиление в результате многократного выполнения однотипных действий. Достижение полного автоматизма. Постепенный отказ от применения правил.

image

А если уроков на тему всего 1- 2 -3? Даже если мы даём сразу алгоритм применения, без фгосовских «изобретите сами», времени МАЛО! Как же его экономить без потери качества и возможности многократной тренировки? Я за рабочие листы. Вставляя пропущенные орфограммы и знаки, ребёнок за то же самое время, что и при написании упражнения, успевает в 10−20 раз больше потренироваться.

image

Почему не рабочие тетради?
1) Стоят дорого.
2) Большие: портфель школьника с ними весит в разы больше, если таких тетрадей несколько. Это сопоставимо с тем, что спортсмен таскал бы на каждую тренировку всё своё спортивное снаряжение: и летнее, и зимнее, и для особых случаев.
3) Невозможно найти рабочие тетради, идеально подходящие для всех классов и всех учителей. Какие-то темы даны лучше, какие-то слабее. В любой тетради.
4) Листы мобильнее: их можно корректировать под каждую конкретную ситуацию.

image

Примеры рабочих листов можно найти на моём сайте в материалах для скачивания.
А как вы повышаете интенсивность тренировки на уроках?
Поделитесь опытом, коллеги!

image
Русский язык
Made on
Tilda